Родительское собрание Тема: «Ценности семейного воспитания»

19.02.2014 19:50

Цель:                                                                                                                                                                 

Побеседовать с родителями о семье, о семейных традициях и их значения в воспитании и развитии ребёнка. Способствовать установлению в семье дружеских, добрых отношений между поколениями.

Материал к собранию:

А) Стенд с семейными фотографиями «Чудо – Чадо».

Б) Аппликация детей «Моя ладошка» с текстом
стихотворения пальчиковой игры.

В) Чистые белые листы по количеству родителей. Наборы
фломастеров.

План подготовки к  проведению собрания:

1.  Чтение литературы. Изучение проблемы.

2.  Тематическая неделя: цикл занятий «Где и с кем я живу».

3.  Опросник «Традиции Вашей семьи».                                                                                                                             4.      Составление плана проведения круглого стола.

План  проведения собрания:

1.  Беседа  с  родителями  по  теме  собрания.

2.  Анализ  анкетирования.

3.     Проведение игры «Пирамида традиций».

4.  Совместная игра - практикум «Это интересно».

5.     Раздаются памятки «Ценности семейного воспитания»

6.  Разное.

 

 Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

 

Л.Н. Толстой.

Ход собрания: 1. Введение:

Обращаю внимание родителей на детские рисунки, на стенд с семейными фотографиями «Чудо – Чадо».                                                                                Ведущая: - Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить
о семье, о семейных традициях и их назначении в воспитании и
развитии ребёнка.

       - Как Вы думаете, что означает слово – Семья? (ответы родителей)
С давних пор о доме и семье всегда говорили с улыбкой и

любовью. Из этого далека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте их вспомним. Я начинаю, а Вы – заканчиваете.

В гостях хорошо, а … (дома лучше)

Не красна изба углами, а … (красна пирогами)

Каково на дому, таково и … (самому)

Дети не в тягость, а … (в радость)

Когда семья вместе, и … (сердце на месте)

В нас прошла тематическая неделя на тему «С кем я живу».

Дети познакомились с понятиями «Мой дом», «Моя семья» - результаты этой работы мы видим в работах, выполненными детьми (аппликация, рисунки).

Продолжая рассматривать тему семейного воспитания, хочется особое внимание обратить на ценности семейного воспитания. Сегодня мы вместе и определим ценности семейного воспитания, которые являются фундаментальными, понятными и необходимыми для детей в возрасте от 4 лет. Вот перед вами «восходящее солнце», которое мы назовем «Ценности семейного воспитания». Лучей у этого солнца нет. Лучами собственно и будут те ценности, которые мы определим.

 

2.Семейные традиции. Проводит Носкова А.Д-учитель

Анкета.

По теме «Семейные традиции»

 

1.Сколько времени вы выделяете для общения с ребёнком?

 

 

2.Какие поручения выполняет ребёнок дома?

 

 

3.К каким совместным делам привлекаете своих детей?

 

 

4.Какие семейные традиции есть в вашей семье?

 

 

5.Какие семейные традиции передаются из поколения в поколения?

 

 

6.Какие семейные традиции появились с рождением ребёнка?

I.Аппликация «Моя ладошка» с текстом стихотворения
пальчиковой игры (выполняет ребёнок):

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – Я.

Вот и вся моя семья!

 

(Ребёнок  обводит свою   ладошку, вырезает,  приклеивает на картон и на каждом пальчике пишет строчку из стихотворения вдоль пальчика).

В любые времена семью укрепляют эмоциональные связи родителей и детей. Людям дана такая роскошь, как человеческое общение, а умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, и учим ли этому своих детей?

Анализируя результаты опроса родителей (из группы удалось опросить 14 родителей), выяснилось, что 82% родителей стараются ежедневно найти время для общения с ребенком, 100% родителей стараются привлечь ребенка к посильной помощи, доверяя ему какое-то дело, 50 % родителей стараются выполнять какие-то совместные дела всей семьей, сообща. Именно в совместной деятельности, где каждый участник, выполняя свою роль тесно взаимодействует с другими участниками общего дела, а результат зависит от того насколько все слажено действовали. Для детей очень важно знать, что ему доверяют, чувствовать свою значимость и нужность. Совместные дела воспитывают в детях чувство ответственности, уверенности повышают самооценку, развивают положительные эмоции: чувство радости, удовлетворения, но самое главное сближают его с родителями, братьями, сестрами и другими членами семьи. Самым ярким элементом семейного воспитания являются семейные традиции. По результатам опроса выяснилось, что в 40% семей есть устойчивые семейные традиции, у 30 % семей традиции есть, но не устойчивые, а в 30% семей традиций нет совсем. В 58% семей семейные традиции предаются из поколения в поколение, а в 50% семей традиции появились с появлением в семье ребенка.

Поскольку в группе есть семьи, в которых еще не появились семейные традиции, мы попробуем предложить разнообразие традиций.                                                    

Проводится игра «Пирамида традиций».

Возьмите каждый по колечку и, надевая на палочку, предложите любую семейную традицию, но, не повторяя уже сказанных, и не обязательно что бы это была ваша семейная традиция.

Очень важно чтобы ребенок был активным участником семейных традиций, а не наблюдателем, чтобы он вместе со всеми готовился и проживал эту традицию, только тогда она станет и для него и его будущей семьи традицией. Подведем итог:

Семейные традиции это ценность семейного воспитания. Прикрепляется лучик к солнцу. 3. Связь поколений.

Я вам загадаю задачку. Попробуйте сосчитать, сколько в семье человек.

Послушай, вот моя семья:

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему? Две мамы есть у нас в дому, Два папы, два сыночка, Сестра, невестка, дочка, А самый младший – Я. Какая же у нас семья? (6 человек) С помощью этой задачки мы коснулись очень интересной и важной темы – родственных отношений. По результатам опроса видно, что в 100% семей поддерживаются добрые отношения с бабушками и дедушками. Вокруг каждого из нас много людей, родственников с которыми мы связаны в истории человечества одной кровью. И каждый из нас – продолжатель своего рода. И тот род силен, кто предков своих помнит, уважает и бережет. Предлагается творческое задание «нарисуй схематически свою семью».

Человечков рисовать не нужно.

Вопросы:

1.  У кого получилась самая многочисленная семья?

2.          У кого в семье бабушки и дедушки принимают участие в воспитании ребенка?

3.          Какие плюсы и минусы вы видите в участии бабушек и дедушек в воспитании?

Вывод:  Связь поколений это ценность семейного воспитания. Прикрепляется лучик к солнцу.

З.Семейный фотоальбом. (учитель РусскихА.Д.)

Вопросы:

1.  Какие предметы могут быть источником знаний о семье?

2.           Какую информацию может почерпнуть ребенок из семейного альбома?

Семейный альбом – это огромное осмысленное пространство жизни, очень простое и доступное, понятное даже для малыша, а с другой стороны загадочное и удивительное. Порой дети не понимают и удивляются, а иногда даже не верят, что взрослые тоже были, когда-то детьми. Очень полезно рассказывать своему ребенку о событиях своего детства, используя при этом фотографии. Это могут быть истории весёлые, успешные, и, наоборот, о каких-то неудачах, но с которыми вы справились, чему-то научились, обнадеживающие вашего ребенка в том, что и у него все получится. Очень хорошо помогает фотоальбом в приобщении к традициям. Старайтесь оформлять некоторые странички семейного альбома вместе с детьми. Каждая страничка будет ассоциироваться с каким-то рассказом из жизни и обязательно запомнится ребенком. В альбом можно поместить какой-то рисунок ребенка рядом с фотографией в том возрасте, в котором он его нарисовал.

Ваши дети рисовали семью. Вот эти рисунки. Предлагаем поместить этот рисунок в фотоальбом, а рядом фото вашей семьи в настоящее время или фото ребенка, но сделать это вместе с малышом. Родителям раздаются рисунки детей «моя семья» для фотоальбома.

Семейный фотоальбом это ценность семейного воспитания. Прикрепляется лучик к солнцу.

4.Совместная игра - практикум «Это интересно».

Мы с вами назвали много различных видов деятельности позволяющих воспитывать в ребенке любовь к семье, добрые чувства, заботливость и т.д.

Но самый главный вид деятельности, который бесспорно является ценностью семейного воспитания мы еще не назвали. Какое занятие больше всего сближает взрослых и детей? Что для ребенка остается самым интересным и захватывающим?

Ответы родителей.

Конечно это совместные игры. На предыдущих встречах уже много было сказано о значении игры и особенно сюжетной игры. И хотя опрос показал, что всего40% родителей регулярно находят время для игры с ребенком, а 60% родителей иногда, но все же играют с детьми, это занятие остается, по мнению педагогов и психологов самым продуктивным, результативным в воспитании дошкольников.

Немного поиграем. С помощью карточек разделимся на 3 группы.

Задание:

1.  группа – придумает и назовет музыкальные игры, в которые можно поиграть с ребенком и членами семьи

2.          группа – придумает и назовет спортивные игры

3.          группа – придумает и назовет игры с рисованием или другими видами творчества детей. На подготовку 3 минуты.

А мы предлагаем еще один вид очень полезных игр, которые развивают моторику, готовят ребенка к письму и чтению, а самое главное сближают взрослых и детей. Пальчиковая игра « этот пальчик….».

Совместная игра - это ценность семейного воспитания. Прикрепляется лучик к солнцу. Родителям раздаются работы детей «Моя ладошка» с текстом пальчиковой игры.

Раздаются памятки «Ценности семейного воспитания»

Приложение.

I.Аппликация «Моя ладошка» с текстом стихотворения
пальчиковой игры:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – Я.

Вот и вся моя семья!

II.   Результат ценностей семейного воспитания, разработанный
вместе с родителями за круглым столом.

Ш. Опросник «Традиции Вашей семьи».

—————

Назад